A- A A+

Уважаемые коллеги!

Просим вас после посещения сайта оценить просмотренные материалы.

Нам важно ваше мнение!

Особенности возникновения стереотипов

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

В современном мире каждый из нас живет и работает на небольшом участке планеты, вращается в узком кругу знакомых, из которого лишь немногих знает достаточно близко. Если происходит какое-то значимое событие, то мы можем наблюдать определенную его фазу или аспект. Следовательно, мы должны реконструировать события на основании сообщений других людей и собственного воображения. Человек выделяет из внешнего мира те знаки, которые он может распознать. Они являются символами идей, а идеи играют роль имеющейся у нас в запасе системы образов. Мы не столько видим данного человека и то, что идёт дождь, сколько замечаем, что данный предмет – это человек, а данное явление – дождь, а затем переключаем внимание в основном на то, что ассоциируется в нашем сознании с этими предметами. Это связано с экономией усилий. Ведь попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и способы обобщения, утомительна, а для занятого человека практически обречена на провал. Поэтому у нас уже сформировано определенное устойчивое мнение по отношению к фактам, событиям, людям, бытующее в обществе, группе людей, у отдельной личности. Данное явление и было названо стереотипом.

Фундаментальные исследования в области изучения феномена стереотипа и процесса формирования стереотипов были проведены такими российскими исследователями, как В.С. Агеев, В.Н. Куницына, В.П. Трусов, П.Н. Шихирев, В.А. Ядов, а также рядом зарубежных авторов, в основном представителями американской социальной психологии и социологии Д.Л. Гамильтоном, Д. Катцем и П. Брейли,
Н. Кэнтором, К. Макколи, Р. Нисбетом, М.
Россом, У. Липпманом и рядом других авторов. В последние годы теория социально-психологического стереотипа получила дальнейшее развитие в исследованиях Р.М. Грановской и Ю.С. Крижанской,
А.Ю. Козловской-Тельновой, Е.В. Орловой.

Впервые термин стереотип использовал классик американской журналистики Уолтер Липпман, который в 1922 году опубликовал книгу «Общественное Мнение». Этим словом он пытался описать метод, с помощью которого общество пытается категоризировать людей. Как правило, общественное мнение просто ставит «штамп» на основе некоторых характеристик. Стереотипы пришли к нам из типографского дела. Специальные клише, которые использовались в печати, так и назывались – стереотипы.

Иначе говоря, стереотипы маркируют объекты либо как знакомые, либо как странные и необычные, усугубляя различие по этому параметру: слегка знакомое подается как очень близкое, а чуть-чуть странное – как абсолютно чужое. Эти различия проецируют на мир то, что было скрыто в памяти.

Помимо экономии усилий стереотипы выполняют и ещё одну функцию: системы стереотипов могут служить ядром нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе. Они представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. В ней удобно разместились наши привычки, вкусы, способности, удовольствия и надежды. Стереотипная картина мира может быть неполной, но это картина, к которой мы приспособились. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом. Мы чувствуем себя в этом мире как дома, мы – составная часть его.

Неудивительно, что любое изменение стереотипов воспринимается как атака на основы мироздания. И когда речь идёт о серьёзных вещах, то нам на самом деле не так просто допустить, что существует какое-то различие между нашим личным миром и миром вообще.

У. Липпман выделил четыре аспекта стереотипов. Во-первых, стереотипы всегда проще, чем реальность. Во-вторых, люди приобретают стереотипы из средств массовой информации, в процессе общения с другими индивидами и т. д., а не формулируют их сами на основе личного опыта. В-третьих, все стереотипы ложны – всегда они приписывают конкретному человеку черты, которыми он обязан обладать лишь из-за своей принадлежности к определенной группе. В-четвертых, стереотипы очень живучи. Даже если люди убеждаются в том, что стереотип не соответствует действительности, они склонны не отказываться от него, а утверждать, что исключение лишь подтверждает правило.

Впоследствии появилось много других градаций, которые тем не менее во многом следовали идеям Липпмана.

Стереотипы могут формироваться на основе возраста например, «молодежь слушает только рок-н-ролл»; пола – «все мужчины хотят от женщин только одного»;
расы – «японцы неотличимы друг от друга»; религии – «ислам – религия террора»; профессии – «все адвокаты – жулики» и национальности, например, «все евреи – жадные».

Существуют также стереотипы географические, например, «жизнь в небольших городах безопасней, чем в мегаполисах», вещевые – «германские машины – самые качественные» и пр.

Стереотипы в большинстве случаев носят нейтральный характер, однако при их переносе от конкретного человека на группу людей (социальную, этническую, религиозную, расовую и пр.) часто приобретают негативный оттенок.

В своей статье профессор университета Сан-Франциско Сэра Хан утверждает, что доверять стереотипам крайне опасно. Стереотип имеет познавательную и мотивационную функции. С познавательной точки зрения, стереотип представляет собой обоюдоострое оружие – он дает информацию в легкой и удобоваримой форме. Однако эта информация весьма далека от реальности и способна дезориентировать человека. С мотивационной точки зрения, стереотипы еще более ненадежны. Человек, основывающий свои решения на массовых представлениях, а не на фактах, серьезно рискует. Стереотипы существуют и в отношениях между народами, которые, в общем, достаточно хорошо знают друг друга и имеют одно историческое прошлое.

Система стереотипов  – не просто способ замены пышного разнообразия и беспорядочной реальности на упорядоченное представление о ней, а только сокращённый и упрощённый путь восприятия. Стереотипы служат гарантией нашего самоуважения; проецируют во внешний мир осознание наших ценностей; защищают наше положение в обществе и наши права, а следовательно, стереотипы наполнены чувствами, предпочтениями, приязнью или неприязнью, ассоциируются со страхами, желаниями, влечениями, гордостью, надеждой.

Итак, из вышеизложенного следует, что стереотипы – это неоднозначное проявление общественного мышления. Они живут и будут жить всегда, не зависимо от того, хотим мы этого или нет. Они несут в себе информацию, которую люди собирали и систематизировали веками. Некоторые из них основаны на реальных фактах, другие похожи на придуманные сказки, но они были, есть и будут. И мы сами имеем возможность решать для себя, какой из стереотипов вреден, а какой полезен, пользоваться нужными и избавляться от вредных.

 

 

Список литературы

 

1. Ослон А. Уолтер Липпман о стереотипах: выписки из книги «Общественное мнение» // Социальная реальность. – 2005. – № 4. – С. 125–141.

2. Липпман У. Общественное мнение / Пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А.     Левинсон, К.В. Петренко. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.

3. Судаков К.В. Динамические стереотипы, или информационные отпечатки действительности. – М.: ПЕР СЭ, 2002.

 

Ведущий специалист, психолог
отдела консультативно-психологической помощи по телефону

Н.Ю. Юдина
Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет